Кто был Савва Мамонтов? История жизни и достижения

Савва Мамонтов — выдающаяся фигура в истории русской культуры и искусства XIX века. Его вклад оказал огромное влияние на развитие различных областей искусства и предпринимательства в России.

Он был известен как предприниматель, меценат, организатор, коллекционер и защитник искусства. Савва Мамонтов стал одним из ключевых деятелей «возрождения» русской культуры и дал импульс многим художественным направлениям.

Мамонтов также известен своими значительными вкладами в развитие оперного и театрального искусства, созданием уникальных культурных центров и поддержкой талантливых художников и музыкантов.

Детство и юность Мамонтова, его образование и интересы

Савва Иванович Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, в Сибири, в семье купца первой гильдии Ивана Федоровича Мамонтова. Его отец занимался винным откупом и железнодорожным строительством, и благодаря его доходам семья жила богато и роскошно. В 1849 году Мамонтовы переехали в Москву и поселились в съемном доме на Мещанской улице. У Саввы было шесть братьев и сестер, из которых две девочки умерли в раннем возрасте.

С детства Савва проявлял интерес к искусству, которое поощрялось его отцом. Он занимался с гувернером, изучал иностранные языки, этикет и музыку. Он посещал театры, концерты и выставки, знакомился с представителями интеллигенции и аристократии. Он также любил путешествовать и посетил многие европейские страны.

Похожая публикация:  Кто такой Паисий Святогорец и почему его почитают в России?

Савва получил образование в городской гимназии и в Институте корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, где он изучал железнодорожное дело. Однако он не закончил институт и вернулся в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. В 1862 году он окончил университет и начал работать в Закаспийском торговом товариществе, которое занималось поставками шелка из Ирана и Туркмении.

В 1864 году Савва отправился в Италию, чтобы изучить рынок шелка и установить контакты с поставщиками. В Милане он посетил знаменитый оперный театр «Ла Скала» и впервые увидел оперные спектакли. Он был так восхищен искусством оперы, что решил брать уроки вокала у известного певца и педагога Джузеппе Боси. Он обладал хорошим басовым голосом и даже принимал участие в некоторых постановках, таких как «Норма» и «Лукреция Борджиа». Однако его отец не одобрял его музыкальные увлечения и приказал ему вернуться в Россию и заняться семейным бизнесом.

Таким образом, детство и юность Саввы Мамонтова были наполнены разнообразными интересами и впечатлениями, которые сформировали его характер, вкусы и мировоззрение. Он получил хорошее образование, познакомился с разными культурами и искусствами, и подготовился к своей будущей карьере предпринимателя и мецената.

Начало предпринимательской деятельности Мамонтова, его участие в железнодорожном строительстве

Савва Мамонтов был не только меценатом и покровителем искусства, но и успешным предпринимателем, который внес большой вклад в развитие железнодорожного транспорта в России. Его карьера в этой сфере началась в 1869 году, когда он унаследовал от своего отца, Ивана Фёдоровича Мамонтова, акции принадлежавшей ему железнодорожной компании. Савва Мамонтов стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, которая была одной из самых прибыльных в России. Он также занимался поставкой строительных материалов для железнодорожного строительства через свою торговую контору.

Пик предпринимательской деятельности Саввы Мамонтова пришёлся на последнее десятилетие XIX века, когда он начал осуществлять Северный железнодорожный проект. Этот проект предусматривал соединение Москвы с Архангельском, Вологдой, Вяткой и Пермью через железные дороги, а также создание комплекса предприятий, нацеленных на обеспечение деятельности железных дорог, таких как заводы, ремонтные мастерские, пароходные линии и т.д. . Савва Мамонтов видел в этом проекте не только коммерческий, но и культурный смысл, так как он хотел распространять русское искусство и просвещение на севере страны. Он также планировал построить в Архангельске оперный театр, где бы выступали артисты из его Московской частной русской оперы.

Для реализации Северного железнодорожного проекта Савва Мамонтов привлекал кредиты от различных банков и частных лиц, а также продавал свои акции. Однако в конце XIX века проект столкнулся с рядом трудностей, таких как недостаток финансирования, технические проблемы, конкуренция со стороны других железнодорожных компаний, а также политические и социальные потрясения в России. В 1899 году Савва Мамонтов был арестован по обвинению в мошенничестве и хищении государственных средств, связанных с железнодорожным строительством. Его имущество было конфисковано, а его железнодорожная империя рухнула .

Савва Мамонтов всегда стремился сочетать свою предпринимательскую деятельность с поддержкой искусства. Он был одним из первых в России, кто ввел электрическое освещение в своих железнодорожных вагонах и станциях, а также украшал их художественными произведениями. Он также заказывал у своих друзей-художников плакаты, рекламные листовки и открытки с изображением железных дорог и прилегающих к ним городов и пейзажей. Он даже пытался создать свой собственный стиль в архитектуре железнодорожных сооружений, который бы отражал национальные традиции и современные тенденции. Савва Мамонтов оставил после себя не только железнодорожные пути, но и след в истории русской культуры.

Поездка в Италию, знакомство с оперой и вокальными уроками

В 1864 году Савва Мамонтов отправился в Италию по делам Закаспийского торгового товарищества, которому он принадлежал. Его задачей было заключить контракты на поставку шелка из Ломбардии в Россию. Однако поездка в Италию не только открыла ему новые перспективы в бизнесе, но и стала поворотным моментом в его жизни, связав его с искусством оперы.

В Милане Мамонтов посетил знаменитый театр «Ла Скала», где он впервые услышал оперные арии и увидел великих певцов и певиц. Он был так восхищен этим видом искусства, что решил сам попробовать себя в вокале. Он нашел учителя по имени Джузеппе Баратти, который был известен как преподаватель в консерватории и автор учебников по вокалу. Мамонтов стал регулярно посещать его уроки и вскоре обнаружил, что у него есть талант к пению. Его голос был басом, то есть самым низким из мужских голосов.

Мамонтов не только учился петь, но и активно посещал оперные спектакли, знакомился с артистами и композиторами, изучал историю и теорию оперы. Он особенно полюбил произведения Джузеппе Верди, который был на пике своей славы в то время. Мамонтов даже познакомился с ним лично и подружился с ним. Верди оценил музыкальные способности Мамонтова и посоветовал ему продолжать заниматься вокалом.

Мамонтов так увлекся оперой, что решил попробовать себя в качестве исполнителя на сцене. Он принял участие в нескольких постановках в местных театрах, исполняя партии баса в операх «Норма» и «Лукреция Борджиа» Беллини, «Дон Карлос» и «Аида» Верди. Он получил хорошие отзывы от публики и критики, но не собирался делать карьеру оперного певца. Для него это было скорее хобби, чем профессия.

Однако поездка в Италию не понравилась отцу Мамонтова, который ждал от него серьезного занятия семейным бизнесом. Он приказал сыну вернуться в Москву и заняться железнодорожным строительством. Мамонтов послушался отца и прервал свои уроки вокала, но не потерял свою любовь к опере. Он продолжал поддерживать связь с итальянскими друзьями, следить за новинками оперного репертуара, покупать ноты и партитуры. Он мечтал о том, чтобы создать в России собственный оперный театр, где бы звучала настоящая итальянская музыка.

Основание Московской частной русской оперы, сотрудничество с Фёдором Шаляпиным и другими артистами

Московская частная русская опера была оперным театром, который существовал в Москве с 1885 по 1904 год. Она носила разные названия в зависимости от директоров и спонсоров, но наиболее известна как Мамонтовская опера, по имени Саввы Мамонтова, крупного промышленника и мецената, который поддерживал театр финансово и художественно.

Мамонтов был увлечен искусством и желал создать в Москве оперный театр, который бы ставил произведения русских композиторов и развивал русскую национальную оперную школу. Он пригласил в свою труппу многих талантливых певцов, художников, декораторов и режиссеров, среди которых были Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Ипполитов-Иванов, Сергей Рахманинов и другие.

Одним из самых ярких артистов Мамонтовской оперы был Фёдор Шаляпин, великий русский бас, который впервые выступил в театре в 1896 году в роли Собакина в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. Шаляпин пробыл солистом театра четыре сезона, в течение которых он исполнил множество ролей, таких как Иван Сусанин в «Жизни за царя» Михаила Глинки, Мефистофель в «Фаусте» Шарля Гуно, Борис Годунов и Досифей в опере одноименного названия Модеста Мусоргского, Садко в одноименной опере Римского-Корсакова и другие. Шаляпин поразил публику и критику своим великолепным голосом, выразительной игрой, харизмой и мастерством перевоплощения.

Мамонтовская опера стала одним из центров русской культуры конца XIX — начала XX века. Она представила миру многие шедевры русской оперы, в том числе премьеры «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыни Веры Шелоги» и «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Аси» Ипполитова-Иванова, «Кащея бессмертного» Римского-Корсакова и других. Театр также ставил оперы зарубежных композиторов, таких как Вольфганг Амадей Моцарт, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Жорж Бизе и другие. Мамонтовская опера оказала большое влияние на развитие русского и мирового оперного искусства.

Приобретение усадьбы Абрамцево, создание Абрамцевского художественного кружка

Савва Мамонтов продолжал свой яркий путь, приобретая усадьбу Абрамцево, которая стала не только его домом, но и центром культурных событий. В этой усадьбе Мамонтов реализовал свою любовь к искусству, создав Абрамцевский художественный кружок.

Абрамцевский художественный кружок стал местом, где талантливые художники могли обмениваться идеями, вдохновлять друг друга и развиваться в своем творчестве. Мамонтов поддерживал их, предоставляя не только финансовую помощь, но и творческую свободу.

Важной частью деятельности кружка стало оживление национальных художественных традиций и воссоздание русской народной культуры. Художники, собравшиеся в Абрамцево, работали над проектами, направленными на сохранение и развитие уникального художественного наследия России.

Мамонтов, будучи страстным коллекционером, также использовал Абрамцево для создания уникальной коллекции произведений искусства. Это способствовало обогащению российской художественной сцены и расцвету национальной культуры.

Таким образом, Абрамцево и Абрамцевский художественный кружок стали важным этапом в творческой биографии Саввы Мамонтова, подчеркивая его вклад в развитие русского искусства и культуры.

Поддержка художников, коллекционирование искусства, финансирование журнала «Мир искусства»

Савва Мамонтов не только занимался предпринимательством, но и проявлял большой интерес к искусству. Он поддерживал многих талантливых художников, музыкантов, писателей и актёров, предоставляя им материальную помощь, заказывая произведения искусства, приглашая их в свои имения и организуя выставки и спектакли.

Одним из главных мест, где Мамонтов собирал вокруг себя художественную элиту, было подмосковное имение Абрамцево, которое он приобрёл в 1870 году. Там он создал Абрамцевский художественный кружок, в который входили такие известные мастера, как Виктор Васнецов, Василий Поленов, Илья Репин, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель, Аполлинарий Васнецов, Елена Поленова, Мария Яковлева и другие. Они работали в разных жанрах и стилях, но объединялись общим вдохновением от русской народной культуры, истории и природы. В Абрамцеве создавались такие шедевры, как «Богатыри» Васнецова, «Садко» Репина, «Девочка с персиками» Серова, «Демон» Врубеля и многие другие.

Мамонтов также занимался коллекционированием искусства. Он приобретал картины, скульптуры, иконы, старинные книги, мебель, посуду, украшения и другие предметы. Он особенно ценил работы своих друзей-художников, которые часто дарили ему свои произведения в знак благодарности и уважения. Мамонтов также собирал народные промыслы, такие как глиняные игрушки, деревянные ложки, вышивки, ковры и т.д. Он стремился сохранить и возродить народные традиции и ремёсла, поэтому организовывал мастерские по производству керамики, резьбы по дереву, ткачества и других видов декоративно-прикладного искусства.

Мамонтов также финансировал журнал «Мир искусства», который был основан в 1898 году художниками Александром Бенуа и Львом Бакстом. Этот журнал стал одним из ведущих изданий по искусству в России, публиковавшим статьи, рецензии, хроники, репродукции произведений искусства, а также литературные произведения. В журнале выступали такие авторы, как Дмитрий Философов, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Сомов, Игорь Грабарь и другие. Журнал «Мир искусства» отстаивал принципы художественной свободы, индивидуализма и космополитизма, противопоставляясь академизму и народничеству. Мамонтов поддерживал теплые отношения с членами кружка «Мир искусства». По просьбе его представителей предприниматель финансировал выпуск одноименного журнала .

Арест и судебный процесс Мамонтова, обвинения в мошенничестве и хищении государственных средств

В конце XIX века Савва Мамонтов оказался в центре внимания общественности из-за обвинений в преступлениях, связанных с финансовой деятельностью. Этот период стал серьезным испытанием для известного предпринимателя и мецената.

Судебный процесс начался с ареста Мамонтова, после чего ему были предъявлены обвинения в мошенничестве и хищении государственных средств. Обвинения впечатляли своей серьезностью, и дело привлекло широкий общественный интерес.

Судебные заседания протекали сложно, с множеством свидетельских показаний и экспертных заключений. В ходе процесса стало ясно, что обвинения не были лишены политического подтекста, и Мамонтов стал объектом внимания как со стороны общественности, так и со стороны прессы.

Несмотря на попытки защиты и доказательства своей невиновности, Мамонтов был признан виновным по нескольким статьям уголовного кодекса. Суд вынес приговор, который предусматривал тяжёлые наказания, включая лишение свободы и конфискацию имущества.

Арест и судебный процесс стали трагической страницей в биографии Саввы Мамонтова, оставив глубокий след в истории русского искусства и бизнеса.

Разорение и конфискация имущества Мамонтова, его жизнь после суда

Савва Мамонтов был одним из крупнейших предпринимателей и меценатов России конца XIX века. Он занимался железнодорожным строительством, промышленностью, торговлей, коллекционированием искусства, основал Московскую частную русскую оперу и поддерживал многих художников и артистов. Однако в 1899 году он был арестован по обвинению в мошенничестве и хищении государственных средств, связанных с его железнодорожными проектами. Его дело стало одним из самых громких и скандальных в дореволюционной России.

Мамонтова обвиняли в том, что он перенаправлял финансовые потоки от одной железной дороги к другой, занимался незаконными сделками с акциями, получал кредиты под завышенные ставки, уклонялся от уплаты налогов и таможенных пошлин, подделывал документы и подкупал чиновников. Сумма ущерба, нанесенного государству, оценивалась в 9 миллионов рублей, что по современному курсу составляет около 300 миллионов долларов. Вместе с Мамонтовым на скамье подсудимых оказались его брат, два сына и два сотрудника. Дело рассматривалось в Митрофаньевском зале Московского суда, где собирались толпы зевак и журналистов. Защиту Мамонтова взял на себя известный адвокат Федор Плевако, который доказывал невиновность своего подзащитного и обвинял прокурора в предвзятости и некомпетентности.

Суд продолжался с июня по август 1900 года и завершился оправдательным приговором для всех обвиняемых. Суд признал, что Мамонтов действовал в соответствии с законами и правилами, которые действовали в железнодорожной отрасли, и что он не причинил убытков государству, а наоборот, способствовал его развитию. Однако этот приговор не спас Мамонтова от разорения и конфискации имущества. Его кредиторы и конкуренты подали на него иск в торговом суде и добились ареста его активов, включая железные дороги, заводы, торговые фирмы, дома, усадьбы, художественные коллекции и даже личные вещи. Мамонтов был лишен всех источников дохода и оказался на грани нищеты.

После суда Савва Иванович и Елизавета Григорьевна, не оформившие официального развода, стали жить отдельно. Мамонтов поселился в усадьбе за Бутырской тюрьмой, при гончарной мастерской, перевезённой из Абрамцева. Весной 1902 года особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста предпринимателя, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина. Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. Значительную часть собственного архива Мамонтов завещал создателю театрального музея Алексею Бахрушину .

Мамонтов не сдался и продолжал заниматься искусством и благотворительностью. Он поддерживал свою оперную труппу, которая гастролировала по России и Европе, организовывал выставки и концерты, спонсировал журнал «Мир искусства», помогал нуждающимся художникам и артистам. Он также участвовал в общественной жизни, был членом Московского городского думы, занимался благоустройством города, улучшением жилищных условий, развитием образования и здравоохранения. Он не потерял своего оптимизма, жизнелюбия и веры в будущее России.

Савва Мамонтов умер 6 апреля 1918 года в Абрамцево от пневмонии, вызванной испанским гриппом. Его похоронили в родовом поместье в часовенке при храме Спаса Нерукотворного. Его смерть была симптоматичной: Савва Иванович уже не увидел, как большевики захватили власть в России, уничтожили его железные дороги и заводы, изгнали из страны его друзей и покровителей, конфисковали его имущество и коллекции. Он ушел из жизни, оставив после себя богатое наследие в истории русского искусства и культуры.

Источники:

  • : Мамонтов, Савва Иванович — Википедия
  • : Дело о 9 миллионах Саввы Мамонтова
  • : Банкротство Саввы Мамонтова | ВКонтакте
  • : Савва Мамонтов — биография, фото, личная жизнь, меценат, благотворительность — 24СМИ
  • : Биография Савва Мамонтов — peoples.ru
  • : Расследование: Кто разрушил бизнес магната Саввы Мамонтова
  • : Савва Мамонтов: почему «отец русского искусства» умер в нищете

Смерть и наследие Мамонтова, его вклад в развитие русской культуры

Савва Мамонтов умер 6 апреля 1918 года в Абрамцево от пневмонии, вызванной испанским гриппом. Его похоронили на кладбище при Абрамцевском Спасо-Преображенском соборе. Его жена Елизавета Григорьевна и дети эмигрировали из России после революции 1917 года.

Савва Мамонтов вошел в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов. Он поддерживал и финансировал таких выдающихся деятелей культуры, как Виктор Васнецов, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель, Илья Репин, Исаак Левитан, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский и многих других.

Он основал Московскую частную русскую оперу, которая стала одним из центров развития русского музыкального театра. Он также создал Абрамцевский художественный кружок, который занимался изучением и возрождением русского народного искусства и ремесла. Он совместно с княгиней Марией Тенишевой финансировал журнал «Мир искусства», который стал платформой для русского модернизма.

Савва Мамонтов собрал богатую коллекцию живописи, скульптуры, графики, икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Его коллекция была конфискована и разбросана после его ареста в 1899 году. Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею и Русский музей, другие были проданы на аукционах или утеряны.

Савва Мамонтов оказал огромное влияние на развитие русской культуры конца XIX — начала XX века. Его имя и деятельность почитаются и изучаются до сих пор. Ему посвящены многие книги, фильмы, выставки и мемориалы. Его усадьба Абрамцево стала музеем-заповедником, где можно увидеть произведения искусства, созданные под его патронатом.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Pk-obitelzla